2018 год стал небывалым по количеству взятых федеральных под стражу чиновников, следует из отчета фонда «Петербургская политика». Его специалисты изучили число возбуждаемых в отношении государственной элиты уголовных дел за последние десятилетия.
Фонд «Петербургская политика» представил доклад «Борьба с «внутренними оборотнями»: чистки чиновничества в современной России». В нем показана статистика об криминальном преследовании госчиновников и политических деятелей разного ранга за 27 лет. Доклад появился сразу после после ареста сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова и его отца Рауля Арашукова.
Для подсчета специалисты воспользовались открытыми данными, сообщил президент «Петербургской политики» Михаил Виноградов.
Какие конкретно дела исследовались
Политологи изучали три категории влиятельных фигурантов уголовных дел:
федеральные депутаты и чиновники уровнем не ниже руководителей департаментов министерств, глав федеральных служб и агентств, руководителей территориальных подразделений федеральных органов власти;
чиновники на уровне руководства регионов (главы субъектов и их заместители) и влиятельные региональные политики (депутаты региональных парламентов, лидеры отделений политических партий, председатели избирательных комиссий);
главы крупных муниципалитетов, как правило, городов и наиболее резонансных районов.
К каким мерам наказания приговаривали госслужащих
Как видоизменялась ситуация в последние 30 лет
Если в 1990-е годы эпизоды арестов госслужащих каждого из этих уровней были одиночными, то на границе 2000–2010-х годов число уголовных дел в их отношении кратно выросло. В 2012 году было возбуждено всего 16 дел, из них четыре в отношении федеральных чиновников. После каждый год брались под стражу не менее 20 чиновников (в 2015 и 2018 годах был максимум — 37). Более всего федеральных чиновников (13) было арестовано в 2018 году.
«Десятые годы XXI века стали одним из наиболее напряженных стадий в жизни отечественного чиновничества в части отношений с правоохранительными органами за последние 60 лет — с «хрущевской оттепели», — утверждают в пояснении «Петербургской политики».
Инфографика по уголовным делам в отношении чиновников
В докладе отмечается, что со времени смерти Сталина факты чисток среди госслужащих с участием силовых структур были единичными: в 1950–1960-е годы влияние и положение силовых структур после разоблачения культа личности значительно понизились, а крупные внутрипартийные конфликты приводили, как максимум, к переводу наказанных госслужащих на пенсию или более низкие посты. Брежневский этап отличался уклоном на политику стабильности кадров, а политические репрессии затрагивали предпочтительно диссидентское движение, отмечаетеся в отчете. Большая часть кадровых рокировок в период перестройки приводила к выходу чиновников на пенсию, а некоторые расследования зачастую не доходили до суда. Даже этап арестов влиятельных чиновников после провала ГКЧП в 1991 году и роспуска Верховного Совета в 1993-м не окончился жесткими судебными вердиктами. Значимая часть судебных решений в отношении федеральных и региональных чиновников в 1990-е — первой половине 2000-х годов подразумевала условное лишение свободы или наименьшие наказания.
Более подробный список посаженных чиновников вы можете посмотреть здесь (нажмите)
По какой причине дела на чиновников стали открывать больше
В отчете подчёркивается значимая трансформация положения на стыке первых десятилетий нового века, когда начинается резкий подъём численности уголовных дел и арестов глав муниципалитетов и региональных чиновников среднего и высшего звеньев. После этого прошёл вал громких расследований и арестов в отношении действующих глав регионов (Александр Хорошавин, Сахалин, Вячеслав Гайзер, Коми, Никита Белых, Кировская область) и высокопоставленных федеральных чиновников (министр обороны Анатолий Сердюков и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев).
«В 1990-е силовики фактически были достаточно слабы и не чувствовали себя властью, а в конце нулевых уже образовываются подразделения во всех регионах по изучению функционирования чиновников. В начале нулевых тоже было все вегетариански», — отметил Виноградов.
По каким статьям привлекали чиновников
«Корпорация чиновников терпит поражение касте силовиков. Это решительное формирование пищевой цепочки, в которой силовики наверху», — подытоживал политолог Константин Калачев.
Какие конкретно приговоры получают чиновники
В первом полугодии 2018 года в России осудили 1608 чиновников — государственных и муниципальных служащих, заверяет данныестатичтики Судебного департамента при Верховном суде России. Наиболее типичная статья, по которой госслужащие получают судимость — мошенничество, на нее доводится более четверти всех осужденных, 436 человек (27%). Всего за разные преступления против собственности, к которым относится и мошенничество, осудили 756 человек (47%).
За получение взятки осудили 180 человек (11%). За преступления против жизни и здоровья, к которым относятся и убийства, был осужден 41 человек (2,55%).
636 (40%) всех осужденных чиновников наказаны условным лишением свободы, еще 484 (30%) — оштрафованы.
Судебный департамент не выделяет политических деятелей как осужденных с определенным родом занятия или социальным положением, по этой причине выяснить, как много политиков были осуждены в разное время в России, из государственной статистики нет возможности.
Какие конкретно опасности возникают для системы
«Петербургская политика» обрисовывает вероятные последствия и риски увеличившейся активности представителей силовых ведомств. Среди главных отмечены:
небольшой уровень доверия внутри элит к обоснованности преследований (они трактуются как часть аппаратной игры или сведения счетов);
уменьшение привлекательности работы на госслужбе для части потенциальных опытных претендентов.
Приговоры судов часто воспринимаются обществом как чрезмерно мягкие, как в деле Евгении Васильевой из Минобороны, или беспричинно строгие, а громкие следствия некоторая часть наших граждан ощущает как доказательство отрицательных штампов о повальной круговой поруке, полагают авторы исследования.
За увеличением численности дел против чиновников Константин Калачев видит борьбу за ресурсы под видом борьбы с коррупцией, когда сильные съедают слабых в результате конфликтов разных групп интересов. С иной стороны, показательными чистками власть показывает, что неприкосновенных решительно нет, и стремится ответить на общественный запрос на справедливость, резюмирует политолог.
Резонансный случай по Руслану Горрингу и "Росгеологии"
Если вам понравился материал или у вас есть какие-нибудь дополнения- оставьте комментарий внизу под статьёй. Либо напишите нам электронное письмо по адресу, указанному в разделе "Контакты" главного меню сайта
Возможно, вам понравятся другие наши материалы:
![]() Наш сайт открыт!В разделе: НовостиМы рады приветствовать вас на нашем сайте!
Сегодня произошло открытие нашего сайта! | ![]() Церкви в России будут охранять ЧОП и системы видеонаблюденияВ разделе: В РоссииФСБ Российской Федерации разработала план мер для защиты религиозных объектов России от посягательств террористов. Теперь их будет охранять ЧОП и системы видеонаблюдения. |
![]() Насколько налогообложение в России выше, чем нам говорят из телевизораВ разделе: ФинансыСтавка НДФЛ в 13% от заработной платы, каковые в России должен уплачивать наемный рабочий с хоть каким уровнем заработка, формирует вредную иллюзию независимости государственного бюджета от денежно... | ![]() 8 лет тюрьмы за напечатанную на 3D-принтере винтовкуВ разделе: В мире42-летнего Эрика МакГинниса Федеральный окружной суд Техаса отправил в тюрьму на 8 лет за то, что у него были изъяты боеприпасы и винтовка, которые тот не зарегистрировал. Впрочем, МакГиннес и не ... |